Турнезоль
Я женщина. Зло у меня в стандартной комплектации.
В общем, наслушавшись моего нытья в твиттере, меня попросили это сделать. Я сделаль.
И поскольку сливать особенно некуда, солью-ка я это сюда.

11 вещей в женском фентези, которые, сука, бесят

Привет, меня зовут Маша и я читаю женскую фантастику. Нет, не ту фантастику, которая написана женщинами вообще, а ту, которая создается женщинами для женщин. То есть - любовные романы в фентезийно-фантастическом сеттинге. С эльфами, вампирами, демонами и прочей нечистью. С рыжими ведьмами, нахальными феями и тонкими интриганками на первых ролях.
Нет, меня это не бесит. Нет, я не давлюсь кактусом, а читаю ради собственного удовольствия и почесывания архетипов. Да, в минуты грусти мне нравится возвращаться в уютные сказочные миры, несмотря на то, что есть вещи, которые, сука, бесят.
О них и пойдет речь.

1. Героиня попадает в слишком сложную для нее ситуацию, с которой не может справиться.

Начнем с азов. Уважаемые писательницы в жанре фентези, я прекрасно понимаю, что нападки любителей достоверности раз за разом заставляют вас давать Героине в руки табличку "Я не Сьюха!" Но, пожалуйста, не надо увлекаться. Читать ангстуху про то, как несчастная попаданочка сталкивается с горой трудностей, которые она не в силах преодолеть, скучно и совсем не то, чего мне, читателю, хочется. Кроме того, раз уж вы запихнули Героиню в Историю, то эта история должна как-то развиваться, а нулевая удача в совокупности с опасностями и трудностями Страны Фей этому развитию только мешают.
Совет: продумайте, куда и зачем идет Героиня, что ее там ждет и каким образом она сможет это преодолеть (сама или с чьей-то помощью), чтобы хотя бы дойти до дороги из желтого кирпича.
Бедняжке и так плохо, пожалейте ее хотя бы немного!

2. Отсутствие мотивации и недостачи.

Недостача - это из Проппа. Был такой умный дяденька-филолог, который описал основные архетипы и сюжетные ходы русских волшебных сказок. Недостача - это то, что случается перед тем, как Герой попадает в Темный лес со всяк чудищ. Фактически - то, из-за чего он туда попадает. Без недостачи, без отсутствия чего-то важного вы не получите мотивацию, заставляющую героя барахтаться в направлении вашего финала.
Очень часто авторы (далеко не только любовно-фантастических романов) грешат тем, что сюжет развивается не из-за внутренних логических двигателей (героям нужно что-то найти и что-то сделать), а по велению левой пятки автора. Сами понимаете, это никуда не годится.
Например, к вашей Героине пришел великий чародей из Страны Фей и сказал "Пойдем домой вместе со мной! Нам нужно вытащить меч из камня и достать короля". А она такая: "Иди к черту, завтра контрольная по финансовому праву, не до тебя мне!"
И что ему прикажете делать? Заклинанием в лоб и в пещеру. Других вариантов нет. Правда, в таком случае могучий волшебник рискует огрести тем самым учебником по финправу, но это уже другой разговор.
Сделайте так, чтобы у Героини был мотив и смысл уйти в Страну Фей, и не просто уйти, а потом еще радостно бежать тащить меч из камня и доставать короля. Мотивом может стать что угодно: от прилетевшего в лоб заклинания до неуемного любопытства и авантюрности, от сложной жизненной ситуации (слишком жестокая контрольная намечается) до нелепой случайности (упала, очнулась - оп, а ты уже попала в историю). В общем, Героиня должна не пойти и сделать, потому что вам того хочется, а пойти и сделать, потому что ей это надо. С обоснуем, очень сильно надо. Иначе истории не получится.
Это касается не только волшебного меча, конечно. Каждая, повторяю, каждая ситуация в сюжете, каждый эпизод будет иметь в себе некое ядро недостачи и мотивации. Для того, чтобы пойти и напиться вместе, полузнакомым героям нужно чуть больше, чем просто "А пойдем!" Хотя бы прописанная в чарлисте авантюрность и любовь к алкоголю. Причем прописанная так, чтобы на момент совместной пьянки читатель об этом знал.
Совет: думайте о мотивации и о том, что именно толкает ваших героев в ту или иную сторону. Это позволяет сделать сюжет четким и логичным, а не размазывать его знаками с пробелами по трем сотням страниц.
Здесь могу также посоветовать обратиться к "Путешествию писателя" Воглера, у которого очень доходчиво и внятно рассказано про сюжетные архетипы.

3. Антураж истории.

На самом деле, здесь есть две проблемы.
Первая - это несоответствие того, что вы заявляете, тому, что вы описываете.
Попадалась мне как-то дилогия про девицу, переместившуюся, как думала автор, в Средневековье. Только это было очень странное Средневековье, с учетом всех обстоятельств больше похожее на помесь Возрождения и Галантного Века. Да еще и с разговорами о репутациях в духе романов Джейн Остин. Я хихикала, дергала бровями, язвила, но автор была непреклонна: "Это Средневековье и точка!"
- Хорошо, - сказала я, - а где тогда моя Инквизиция и религиозный фанатизм?
Вообще, как мне кажется, при создании фентези-мира совершенно не обязательно придерживаться строгой историчности. Это как не обязательно шить себе на ролевую игру по рандомной фентезятине платье с ручным швом по лекалам пятнадцатого века. Если вы хотите заморочиться и считаете пятнаху вполне себе эльфятиной - да пожалуйста, кто вам мешает? Но вот ампир, я думаю, на Королеве эльфов будет смотреться странновато. Так же, как и кринолин. Так же, как и джинсы с косухой. Ну, наверное. Я не знаю, что у вас там за эльфы.
Совет: Я это все к тому, что перед написанием книги с закосом под романтику прошлого все-таки будет не лишним немного про это прошлое почитать и утрясти в голове, чем отличается Возрождение от Просвещения, Галантный век от Средневековья, а Викторианщина от Регенства. Если некторые ляпы простительны, то другие могут вызвать даже у не слишком ушлого читателя вотзефак средней степени тяжести. Ну и кроме того - это может здорово помочь вам в понимании того, что вообще вашим героям надо от этой жизни и в какие ситуации они могут попасть.

Вторая проблема похожа на первую, но имеет другую природу.
Очень часто (скорее всего - опять же в погоне за достоверностью) авторы пытаются выписывать мелкие детали, и в итоге из-за недостатка знаний и опыта тонут в них. Поверьте, Героиня может не разбираться в том, как правильно называется тот или иной предмет гардероба или та или иная особенность архитектуры (если она, конечно, не архитектор и не реконструктор). Поверьте, она не отличит полудаментум, она назовет его "плащик". Она не будет заморачиваться, пытаются убить ее бастардом или фламбергом, если до этого, конечно, она не выучила всю энциклопедию местного оружия. Если ваша Героиня не увлекалась конным спортом и вообще боится лошадей, вряд ли она будет знать, как правильно называется та или иная фигня, которую она видит на лошадке.
И да. Стремление досконально описать одежду персонажей часто напрягает. Нижняя юбка не имеет никакого значения, пока Героиня в ней не запуталась. Ну, или пока эту юбку не задрали.
Совет: Думайте о том, что может знать, а что не может знать ваша Героиня. Не заморачивайтесь, в конце-концов.


4. Кожаные штаны, кожаные корсеты и бронелифчики.

Давайте будем честными и откровенными людьми. Бронелифчик - это штамп, который, как я подозреваю, сейчас всерьез используют только совсем наивные юные авторы.
Меня намного больше тревожит проблема кожаных штанов.
Я искренне считаю, что если автор запихивает Героиню в кожаные штаны и засравляет после этого скакать на лошадке, то самого автора нужно запихнуть в кожаные штаны, а потом в баньку.
Девочки, это неудобно, жарко и вообще.
Единственная Героиня, которая может ходить в кожаных штанах, это Молли Миллионс. Потому что она, скорее всего, модернизировала свое тело до такой степени, что ей пофиг на терморегуляцию. И вообще, это сайберпанк, у них там душ есть.
А у вас в мире меча и магии душа может и не быть, вот так. И придется Героине с потной задницей неделю страдать.
В общем, если вы решили надеть на героиню кожаные штаны, то, пожалуйста, пропишите ей хотя бы магическую терморегуляцию. А лучше - возможность в тот же день принять душ. Иначе той прекрасной порнушной сцены с красавчиком, о которой вы думаете, может и не быть.
Корсеты - это моя личная боль. Во-первых, вы когда-нибудь надевали корсет? Я говорю не про ту фигню из секс-шопа, пусть даже и с утяжкой. Я говорю именно про корсет. Если вы запихиваете Героиню в корсет, особенно - если ваша Героиня до этого носила джинсы и кеды, то будьте готовы к обмороку. Ну, как минимум, к некоторой скованности в движениях. Не заставляйте героиню драться в корсете и скакать на лошадке, пожалуйста. Ей и так не повезло.
Кстати, это касается не только корсетов и кожаных штанов. Одна моя знакомая, увлекающаяся реконструкцией, долго вздыхала над красивыми эльфийскими платьями с длинными расклешенными рукавами. Вздыхала и говорила, что все хорошо в них, но вот драться - не получится. Рукава будут мешать.
Совет: Одевая Героиню, думайте не только о красоте, но и об удобстве и практичности. То, что на картинке выглядит сексуально и пафосно, в тексте запросто может выглядеть смешно.
В крайнем случае вы всегда можете использовать магию.
Я серьезно.

5. Характер и образ Героини

Все говорят, что не любях Мэри Сью и вообще - Сьюхи не нужны.
А я вот нормально к ним отношусь.
То есть, скажем, я хорошо понимаю, что избежать определенных клише (банально - того, что вся история вокруг Героини будет вертеться) невозможно. Я, можно сказать, читать такую литературу берусь именно потому, что мне няшно и уютно от этого резонирования с Героиней-пупом земли. Собственно, как мне кажется, именно за этим в мир массовой литературы и приходят. Экзистенциальные изыски и рефлексии, заигрывания с жанрами и прочий постмодернизм оставим миру Айрис Мердок и Достоевского. Я играю по правилам и с тем, что читаю про Мэри Сью, готова мириться.
Но. Большое и жирное "но". Сьюхи не бесят, когда они не бесят.
Мне кажется, нечего стесняться того, что ваша Героиня - это центр вашего произведения, что она Избранная, что ей все удается, что она уверенно идет сквозь тернии к победе над Мировым Злом и счастью. Главное, чтобы образ Героини был таким, чтобы читатель желал ей этого счастья и побед. Здесь, конечно же, вопрос субъективный, потому что там, где мне приторно, другой читательнице будет нормально. Тем не менее, полагаясь на собственный богатый читательский и скромный жизненный опыт, я могу выделить несколько черт характера и типов взаимоотношения Героини и других персонажей, которые заставляют моего внутреннего медведя высовываться из кустов с табличкой "Сьюха!"

Героиня-стерва.
Наверное, самый любимый типаж маленьких забитых демиургов, потому что мамка дома по попе всыпет, а бумага стерпит и декольте, и матюки, и хамское поведение. Когда наивное чудо пишет про Героиню-стерву, это так же мило, как шипящий на вас котеночек. Когда про Великую Стерву пишет человек взрослый, невольно начинаешь задумываться, насколько он взрослый вообще.
Я люблю сильных женщины в книгах. Я люблю интриганок и стервоз. Я не против прочитать про то, как Героиня с помощью достаточно гадких приемчиков добивается своего, как она манипулирует людьми и использует запрещенные заклинания. Одно но. При этом Героиня должна хорошо осознавать, что она такое, и идти на темную сторону силы с готовностью в случае чего получить по щщам. Признать ошибку. Быть сильной до конца, а не превращаться в милого котеночка с наивными глазками.
Если Героиня всерьез хамит взрослому суровому мужику в два раза ее выше - она получит по щщам. И не будет иметь права прятаться за спину другого такого же мужика с воплем "Девочек не бьют!" Бьют, милая, если девочки заслужили.
Если Героиня нарушает закон, она должна хорошо понимать, что ставит себя вне этого самого закона.
Если Героиня вся из себя благородная леди, которую довели до жизни такой мерзкие людишки, то она должна испытывать определенного рода эмоции. И ее рефлексия не сводится к "ой, ну, я тут нечаянно, но я же такая милашка, правда?"
Совет: По негласному правилу сказок Героиня добивается цели с помощью трудолюбия, скромности и отваги. Если вы отсылаете к Матушке Метелице ленивую хамку, то не ожидайте, что она получит награду легитимным способом. Если вы не в состоянии прописать персонажа, который будет достаточно нагл, чтобы таскать за хвост дракона, будьте готовы, что вам не поверят.

Героиня-шлюпка.
Спасательная. Ну, вы поняли, о чем я.
Давайте будем откровенны, романтическая фантастика для девочек - это место, где должны быть любовные отношения. В любых видах, тут на вкус и цвет: от намеков и целомудренных объятий до жесткой НЦы. Главное, чтобы смотрелось гармонично.
Но. Отдавая себе отчет в том, что целевая аудитория все-таки жаждет именно романтики, то есть - красивой истории любви, пожалуйста, не делайте из героини шлюху.
Мне все равно, с кем трахается Героиня, если это вписывается в ее образ и не находит отражения в Уголовном кодексе того мира, в котором она это делает. Последнее, кстати, тоже опционально. Мне не все равно, когда любовные похождения Героини начинают напоминать истерические метания от одного мужика к другому или, того хуже, когда Героиня думает, что она себя дорого продает, а ее на самом деле дешево покупают. Когда ты понимаешь, что история скатывается в пьяные рассуждения Сильной и Независимой Женщины о том, кто, с кем, когда и как, эта история моментально улетает куда-то за пределы желания ее дочитывать. Когда ты понимаешь, что Героиня, до этого момента строящая из себя уверенную стерву или верную няшку, опускается до перепиха ради сомнительной выгоды, ты перестаешь верить в ее принципы. Когда ты понимаешь, что автор кидает Героиню из объятий одного красавчика в объятия другого, выставляя первого в жесткую френдзону, ты перестаешь верить в авторский замысел.
В общем, если ваша Героиня трахается, то она - взрослая девочка. А взрослые девочки отвечают за свои поступки. В данном случае - перед читателем. См. пункт выше.
Отдельный момент. Если ваша Героиня - невинный цветочек, краснеющий от малейшего намека на постель, пожалуйста, не превращайте ее после первого раза в знойную развратную женщину. Это смотрится ну очень странно. Ну и кроме того, это уже сделала Э.Л. Джеймс. У нее, к слову, даже почти получилось.


Героиня задвигает собой других героев.
Пожалуй, самый главный признак Мэри Сью.
Конечно, Героиня - это главный сюжетный двигатель. Без нее нельзя вытащить меч из камня и достать короля. Без нее ничего нельзя сделать и вся ваша задумка направлена на то, чтобы эта милая леди дошла до того самого Замка и спасла своего заколдованного принца. Но кроме Героини есть и другие персонажи, которые как бы тоже люди и право имеют. На характер, динамику и отличительные черты.
Если вы хотя бы дадите им шанс проявить себя, это уже сделает вашу историю более достоверной и живой. Это позволит вам придумать интересные ситуации, сюжетные ходы и внутренние шутки. Это позволит показать вашу Героиню в развитии, потому что столкновения с этими самыми второстепенными персонажами непременно будет в ней что-то менять.
А вот если вы превратите всех второстепенных персонажей в картонных статистов, то ничего хорошего не выйдет. Вы получите невнятную историю о том, как Героиню шатает от точки А до точки В, а за ней зачем-то бегают какие-то странные чуваки и пытаются не попасть под горячую руку. И, конечно же, это не даст Героини никакого внутреннего развития, она уйдет из Страны Фей неизменной, а такого, поверьте, не бывает.
Совет: дайте вашей Героине побыть в стороне от дел. Она устала. Пусть другие действуют за нее, а она наблюдает и учится.

Все бабы, кроме Героини, непроходимые дуры.
Мой любимый пункт, на самом деле.
Я прекрасно понимаю, что наличие стервозной соперницы придает повествованию дополнительную остроту. Даже если эта соперница - сборник самых идиотских клише, непревзойденная дура и аристократичная сволочь, которая не дает проходу нашей прекрасной Героине, потому что чувствует в ней угрозу своему величию. Но.
Когда все женские персонажи вокруг Героини рано или поздно превращаются в змеюк подколодных, это наводит на определенные мысли о социальных проблемах автора. Нет, конечно, автор может вставлять в повествования одну-единственную верную подругу, которая либо уже замужем, либо является протеже Героини, и, соответственно, никакой опасности для нее не представляет. Только это уже никак не повлияет на восприятие.
Совет: у любой ненависти есть исток. Помните, за что Драко не любил Гарри? За пощечину его аристократичному самолюбию, а не потому, что он Малфой и вообще сволочь по праву рождения. Если хотите создать харизматичного соперника или социального врага - придумайте причину соперничать или враждовать. И эта причина должна быть посерьезнее зависти или "она у меня мужика увела". Хотя последнее тоже сойдет в крайнем случае.

Конечно, я могу еще сказать, что меня бесят слишком "девочки-девочки" или слишком активные женщины, что меня не привлекают рассказы об аристократках, но это слишком субъективно. Поэтому едем дальше. И переходим к героям.


6. Герои ее романа
Я умею влюбляться в выдуманных мужиков. Серьезно. Более того - я люблю это делать. Не до написания фанфиков с ОЖП, конечно, а так, повздыхать и помурлыкать над историей. В двенадцать это был Снусмумрик. В четырнадцать в моей жизни случился Повелитель Догевы. Потом были Верес, Альк, Кантор, вампир Регис, чародей Хоул и даже Кристиан Грей (которого я во второй книге разлюбила, но не важно). В общем, леди знает толк.
Поэтому я с уверенностью могу сказать, что Главный Герой должен быть таким, чтобы... Чтобы... В общем, чтобы читательница влюбилась в него с первого взгляда. Или не с первого, но достаточно быстро. Чтобы ее резонанс с Героиней достиг апогея, короче. Напоминаю: именно ради резонанса и читаем. И обламываемся жестко, когда Главный Герой оказывается героем не нашего романа.
Опять же, любовь и симпатии - штука субъективная. Но даже тут можно найти несколько вполне себе универсальных бесящих моментов.

Герой-подкаблучник
Сам по себе герой-подкаблучник - это еще нормально, хотя, конечно же, никаких серьезных взрывов эмоций он вызывать не будет. Ну, так, для завершения гештальта сойдет.
Ужасно то, когда в подкаблучника превращается изначально интересный и харизматичный персонаж, в чарлисте которого было заявлено что-то на тему "принципиальный, горделивый, самоуверенный, немного тиран". Удивительные метаморфозы обусловлены только одним фактором - появлением в поле зрения нашей Героини, в которой вот это вот Гордое, Независмое, Тираничное, Принципиальное создание тут же узнает свою Истинную Любовь и моментально превращается в подкаблучника.
Читать про то, как Герой меняется ради Героини, учится любить, борется с внутренними демонами - круто, интересно и вообще. Читать про то, как он тут же забывает про двадцать пять опытных любовниц и бросается затаскивать в постель невинный малознакомый цветочек - странно. Читать про то, как Герой, которого ты в начале книги полюбила за его удивительных тараканов в голове, в конце второй части вдруг устраивает этим тараканам геноцид - обидно. Да, да, это я про Кристиана.
Совет: если ваш Герой меняется ради вашей Героини, то мотивируйте эти изменения и хорошо осознавайте границы дозволенного. Есть вещи, которые лучше не менять.

Герой-тиран
Как бы другая сторона медали.
Герои-тираны крайне привлекательны, потому что они уверенно берут Героиню за руку и говорят "Детка, я решу все твои проблемы, но ты теперь моя". И вы с Героиней такие "Ну ни хрена себе, чувак, все это круто, конечно, но мне важна моя внутренняя свобода". И потом начинется страниц так триста выяснений, кто тут главный, которые, серьезно, весьма забавные и в итоге приводят к некому компромиссному решению.
Герой-тиран крут, когда он при всей своей эгоцентричности излучает уверенность, что рядом с ним все будет окей. Что он именно тебя не превратит в жабу. Что он с тобой мурмурмурный котик, а с другими - дикий зверь.
На деле же авторы любят перегибать палку, поэтому мы сталкиваемся с тем, что Героиня сначала получает от Героя по щщам, а потом, когда выясняется, что он ее любит и просто тиран, или просто это у его расы такая особенность, начинает перед ним стелиться. Ну, мол, он же тиран. Он же такой гордый и принципиальный. Я же сама виновата. И все такое.
Нихрена вот. Это называется "моральный мазохизм". Вот вернемся к тому же Кристиану, например. Если оставить в стороне все, что происходило между героями "Оттенков" в игровой комнате (считая за игровую комнату любое место, где был секс), то, кажется, там почти и нет откровенного психологического насилия. Кристиан, конечно, хитрил и манипулировал, но в то же время по-своему проявлял заботу и Ану не обижал. А вот когда Герой о Героиню в начале книги ноги вытирает, а потом вдруг все осознает и клянется в вечной любви, то это, ребят, в моей системе ценностей неправильно.
В вашей, может быть, и правильно, но я пойду лучше бухать с Хоулом и Вересом, потому с ними весело и уютно. А вашим Героям лучше бы для начала потренироваться на кошках.
Совет: хотите создать крутого Героя-тирана? Добавьте чувства юмора и самоиронии, сделайте его слегка трагичным, покажите его в развитии, в борьбе с самим собой. Его неприязнь к Героине, а она вполне себе может быть, не должна переходить определенные рамки, после которых лично вы не согласитесь дать этому человеку (или кто там у вас) в руки котенка.

И тут же сразу дополнение. Альфа-самцы не нужны. Подойдите к любому хорошо знакомому мужчине и поинтерсуйтесь, в состоянии ли он трахаться день и ночь и постоянно думать только о сексе. Готова поспорить на бутылку хорошего эльфийского пойла от моего знакомого мага, что если этому мужчине больше двадцати и у него все в порядке с самооценкой и здоровьем (психическим в том числе), то он не будет хотеть секса все двадцать четыре часа в сутки. Ему, на минуточку, еще вашу Героиню из ее проблем вытаскивать, а это силы отнимает.
Ах, гиперсексуальность у него - расовая особенность? Офигенно. Мне сильно жаль вашу Героиню. И вас тоже.

Первородный пафосный засранец, ароматные мужики и прочая фигня.
Вот он, корень зла. Вместо того, чтобы создавать интересные характеры, мы создаем красивую картинку. Очаровательный пафосный суррогат.
Как же меня достали эти полуэльфы-полудемоны, например. Многосотлетние упыри, которые влюбляются в юную деву. Мужики, наделенные сияющими очами и каким-нибудь вроде как приятным запахом (корица или земляника, простихосспаде). Ангелы всякие. Еще какие-то лично авторами выдуманные расы. И все непременно с прописанной в чарлисте "Истинной любовью" (отдельный бесячий пункт).
Вы серьезно? Вы считаете, что в мужчине главное - его хренпоймиоткуда придуманная раса или запах яблок? Что если вы наделите Героя серебристыми волосами и фиолетовыми глазами, то он тут же станет удивительно привлекательным?
Шеллара на вас нет!
Совет: хотите создать Героя, в которого хочется влюбиться? Добавьте чувства юмора и самоиронии, немного тайны, очаровательную улыбку, необычную и трогательную черту характера, придумайте ему интересную предысторию и мотивацию. И уже потом, если вам это нужно, экспериментируйте с цветом волос и расовой принадлежностью.
И, пожалуйста, запахи эти ваши... Нафиг.

Еще момент, касательно героя. Возвращаясь к "задвиганию" Героиней персонажей на второй план, еще раз напомню, что Герой для романтической истории тоже важен (и едва ли не важнее Героини в некоторых случаях). Не позволяйте вашей Сью таскать с собой тряпочку, это скучно. Пусть эта тряпочка хотя бы закатывает глаза и язвит.
А вот личные страдания и фейспалмы на тему клише "опытный он - невинная она" я оставлю при себе. Это вкусовщина. Хотя и бесит.

7. Истинная любовь

Что-то там насчет истинной пары, единственной, напророченной встречается почти в каждом романе-фентези. Не то, чтобы я имею что-то против, иногда это здорово и грамотно вплетено в сюжет (в "Доме на перекрестке" у Завойчинской, к примеру, все очень даже неплохо развиваеся). Вопрос в другом. Я прекрасно понимаю, что пророчество или предназначение - это серьезнее записи в паспорте и служит таким своеобразным гарантом, что уж эти-то отношения у Героини навсегда. Придется им теперь жить долго и счастливо и умереть в один день. Наверное, души большинства читательниц это успокаивает.
А меня настораживает.
Если честно, подобная "истинная любовь" лично для меня является чем-то вроде вранья самим себе. То есть, получается, вот они встретились, вот он (а обычно Героиня - ни сном, ни духом) понял, что она - его леви/альтера/суженая/вставить свой термин, и как давай ее добиваться! И все, от Предназначения не уйти, даже если Героине этот пафосный козел противен. И вряд ли придется преодолевать какие-либо трудности, кроме трудностей с притиркой друг к другу.
Помните про недостачу? Вот она-то нам сейчас и нужна. Герои осознают свою любовь, преодолев недостачу. Я искренне верю, что крепкая пара создается после того, как люди пережили вместе какую-то беду. После того, как они оба друг друга серьезно изменили, научились доверять друг другу и быть благодарными друг другу. После того, как они стали ценными друг для друга - не потому, что они предназначены, а вообще. И в историю, описывающую обретение подобной ценности, я поверю, а в божественное предначертание - нет.
Совет: хотите, чтобы у вас все-таки была Истинная любовь? Пусть ваши Герои пройдут путь к осознанию важности и ценности любви, и только потом поймут, что это было не просто так. Собственно, в "Доме на перекрестке" так и случилось. За то и уважаю.

8. Пишем, о чем не знаем, сублимируем и истерим: выпивка, секс, мужская психология

Тоже беда не столько романтической фентезни, сколько неумелых авторов вообще.
Всегда пишите о том, что вы знаете. Не стройте из себя знатока. Спалиться в этом вопросе - легче легкого. Если вам кровь из носу нужно использовать что-то из той области, которую вы не освоили, то осваивайте, я сейчас не об этом.
Меня намного больше беспокоят вопросы выпивки и секса. Серьезно, часто описание пьянки только обличает то, что автор даже крышечки не нюхал, а стремится рассуждать о различии виски и бурбона или описывать процесс распития абсента. Героини появляются на страницах с бутылкой то того, то другого, но почему-то не испытывают похмелья и даже не превращаются в алкоголика. В общем, если в вашей жизни был только глоток шампанского на выпускной - не пишите о выпивке. Или пишите о глотке шампанского. Или сразу про то, как Героиня проснулась и у нее болит голова.
С сексом - как с выпивкой. Если вы не знаете, не пишите. Намекните, оставьте героев в комнате и закройте дверь. Всем будет легче. Героям - в первую очередь.
Если есть возможность избежать досконального описания вещей, в которых вы не разбираетесь или разбираетесь слабо, то меняйте хронотоп, экспозицию и перемещайтесь по сюжету. Покажите ситуацию с другой стороны, в воспоминании, в разговоре, во сне. Иначе спалитесь неимоверно.
И тут еще важный момент. Дорогие леди, очень часто попытки рассказать историю от лица мужчины заканчиваются фейлом, потому что вы ничерта не разбираетесь в мужской психологии. И я тоже не разбираюсь. Тем более - в психологии эльфийских мужиков, например. Но если уж приперло, то запомните: сосредоточенность исключительно на Героине, мысли исключительно о сексе и абсолютное отсутствие любых других вариантов восприятия мира - это полный безоговорочный фейл. Распечатайте и покажите знакомому парню. Посмотрите на его реакцию. Переделайте.
И вообще, если уж пишете про мужчин, уважайте их хотя бы немного, пожалуйста.

9. Нейминг: не все то эльф, что заканчивается на "эль".

Владыку эльфов Самаэля в моем личном рейтинге перебил только эльф Штрудельтель.
Я не знаю, чем думают прекрасные леди, придумывая имена своим героям, но иногда кажется, что рандомно тыкают в меню и переставляют буквы. Думаю, с мужской фантастикой дело обстоит не намного лучше, судя по отзывам на отдельных авторов.
В общем, тут можно советовать две вещи. Первое - разививать лингвистическое чутье и понимать, что труднопроизносимое нечто из тридцати слогов - это вообще ни разу не то, что читатель запомнит с первого раза. И что определенные звуковые сочетания вызывают невероятнейшие ассоциации. В случае с эльфом Штрудельтелем, кстати, рядом ошивался пахнущий корицей мужик. Думаю, моя логика понятна, м?
Второе - развивать эрудицию. Читать мифы, увлекаться историей, обратиться к словарям. Это необъятное поле для фентезийного нейминга, которое, к слову, еще и антуражу придает, позволяя вставить какую-нибудь отсылку.
Главное во всем этом деле - наличие некоторой доли художественного вкуса, который позволяет отличить эльфийское имя от библейского.

10. Взаимоотношения с аборигенами.

Вот еще момент, который через какое-то время стал моей личной болью.
Когда распрекрасная Героиня попадает в Страну Фей, она приносит с собой некий культурный пласт, содержание которого зависит от изначальных характеристик Героини и от эрудиции, возраста, образования автора. Почему-то при этом практически никогда не учитывается, что у обитателей Страны Фей тоже есть свой культурный пласт, поэтому в большинстве случаев они перенимают слэнг Героини и начинают делать вид, что смеются над ее попытками хохмить (кстати, привычка вставлять в текст бородатые шутки тоже порядком надоела) В общем, кого еще достали аристократы, начинающиеся ругаться, как пэтэушники, поднимите руку. Я не сомневаюсь, что у местной братии есть свой слэнг и свои словечки, но почему-то практически нигде не встречала такого явления, чтобы Героиня начинала ругаться по-местному.
Исключение вне рамок, так сказать, обзора - это Макс Фрай, у которого не просто происходит взаимный культурный обмен между Максом и жителями Ехо. У него читатели начинают выражаться, как герои. Как мне кажется, это правильно.
Отойдем от слэнга, хотя он, пожалуй, самый яркий пример.
Героиня вообще оказывается Прометеем: она учит местных дам краситься и иногда даже брить ноги, она непременно приносит с собой какие-то изобретений и даже занимается насаждением своей культуры в Стране Фей, нарушая авторские права. На этом месте у меня закрадывается вопрос: они там, в Стране Фей, совсем на голову ущербные? У них нет своей культуры, мифов и историй? У них есть женщины и нет косметики? Они обладают магией и до сих пор не решили некоторые бытовые проблемы? Как они там вообще живут, простихосспаде?
В общем, в Стране Фей все очень, очень плохо.
Совет: не мучайте Героиню, если ее миссия не заключается в том, чтобы развивать местную экономику и ремесла. В Стране Фей, несомненно, есть и шампунь, и музыка. Более того, с их уровнем магии они вполне могли решить проблему водопровода и без вашей Героини. И внутренние шутки у той компании, в которую она попадает, точно уже должны быть. Пусть у Героини и нового для ее мира происходит взаимное, а не односторонее знакомство, про такое читать в разы интереснее.

11. И что дальше?

Давайте вернемся к тому, о чем я твержу, как попугай: зачем я это читаю? Для уюта, тепла и резонанса с Героиней, котрая после удивительных приключений в Стране Фей обретает покой, счастье и все остальное. И хотя я прекрасно понимаю, что я с моим отрицанием сердечек и цветочков тот еще Кристиан Грей, особняком стоящий от целевой аудитории, ждущей свадьбы и прочих женских радостей, привычка прекрасных леди заканчивать историю эпилогом с детишками уже вот тут. В печени и в горле. От этих эпилогов уже просто напросто радугой тошнит.
Уже не в первой книге встречаю что-то в духе "через десять лет": и пошло, поехало описание того, как им хорошо живется, сколько детей они родили, как мужик Героини сильно ее любит, как они неплохо устроились, живут долго и счастливо и умирать не собираются. И очень часто все хорошее впечатление, которое было до этого, подобной дозой концентрированных розовых соплей смывает нахрен.
В такие минуты я прекрасно понимаю товарища Сапковского, который со скрипом выдал "Что-то начинается, что-то кончается" в качестве альтернативной концовки истории. Но даже в этом рассказе юмора, стеба и приключений намного больше, чем в стандартном эпилоге про детей и сытую жизнь.
Куда делась Вольха после свадьбы? Продолжила приключаться.
Куда делись Шелена и Верес? Судя по "Белорским хроникам", совсем спокойной их жизнь не стала.
Для меня хеппи-энд в духе "дети и очаг" - это смерть. Это статика. Это намек на то, что герои остановились и вряд ли пойдут дальше. Они сдались. Фактически - умерли в один день, в тот самый, когда поженились, или на следующий за ним. И пусть я прекрасно осознаю, что большей части целевой аудитории именно знание, что там и через десять лет все отлично, помогает закрыть гештальт, я мечтаю узнать, что полюбившиеся персонажи и через десять лет не расслабились и продолжают преодолевать трудности. Вместе. Доставать короля. Вытаскивать меч из камня. Спаивать драконов. Приключаться. Вместе.
Мое личное happy forever after.
И я готова отдать на растерзание домашнему уюту даже самую любимую книжную пару, я готова узнать, сколько они там родили детей, если мне этим не будут нахально тыкать в нос. Есть вещи, в которые я не верю, к сожалению, и счастливая статика - одна из таких вещей.

Вообще-то здесь можно было бы еще порассужать на тему, почему нельзя фигачить магией направо и налево без вреда для магического баланса, поныть о непродуманной политике, экономике и всем таком, высмеять парочку распространенных клише вроде продажи Героини в рабство, но я не буду этого делать. Непродуманность мира и использование клише можно простить, если история захватывает.
Так что баттхерт закончен, всем спасибо за внимание.
Очень надеюсь, что была полезна.

@темы: снотворчество, пульс строчек, проба крыла, кныжки, девичье